Анализ работы грузовых вагонов
На заседании Комитета ОПЖТ по грузовому подвижному составу 04 октября 2023 г. был рассмотрен Анализ работы грузовых вагонов на сети железных дорог по итогам работы вагонного хозяйства в 2023 г. (ПКБ ЦВ ОАО «РЖД»).
На основании предоставленного отчета было отмечено:
– анализ причин отцепок грузовых вагонов во внеплановый ремонт ТР-1 и ТР-2 на дорогах РФ за 8 месяцев 2023 года, отмечает рост пробега грузового вагона на сети железных дорог на 1 % и увеличение на 0,5 % погрузки вагонов, вместе с тем отмечен рост общего числа отцепок на 2,6 %. Структурная причина отцепок в ТР-2 представлена в процентном соотношении:
* эксплуатационные причины – 84,5 % (+6,5 %),
* технологические – 13,9 % (-0,1 %),
* повреждение вагонов – 1,6 % (+1,6 %);
– накопленный коэффициент отцепок в ТР-1, ТР-2 и плановый ремонт зависит от пробега и модели вагона. В 8-летнем периоде, для вагона 12-9548-01 накопленный коэффициент составил 2,81 (лучший показатель), а для вагона модели 12-132 – 9,26 (наихудший показатель). Модель 12-9869 достигает среднегодовой пробег 116 тысяч км, что больше на 36 % среднего статистического вагона;
– динамика отцепок грузовых вагонов парка РФ в ТР-2 выявляет рост неисправностей по всем узлам, где наибольшее внимание надо уделять исправности колесных пар (607 тыс. ед.), тележек (175 тыс. ед.) и автотормозов (36 тыс. ед.);
– сравнивая надежность буксовых узлов вагонов на роликовых и кассетных подшипниках, отмечено, что у грузовых вагонов с колесными парами на кассетных подшипниках число отказов в эксплуатации в 5,3 раза меньше и в 4,7 раза меньше отцепок в ТР-2;
– сравнительный анализ надежности вагонов от применения в тележках скользунов зазорного и постоянного контакта показывает, снижение отцепок в ТОР в 7,6 раза конструкции тележек со скользунами постоянного контакта;
– причинами неисправности воздухораспределителя за 8 месяцев 2023 года (на основании данных служб) стали:
* разрыв, надрыв, расслоение, утечка через манжету 305.156 в узле трех клапанов, 22 % от общего числа,
* разрыв, расслоение, порыв диафрагмы 483А.007 клапана мягкости, 21 % от общего числа,
* разрыв, надрыв большой диафрагмы 483А.043, 13 % от общего числа;
– количество отказов технических средств всех категорий по неисправности автотормозного оборудования по ответственности изготовителей узлов и деталей за 8 месяцев 2022/2023 года выросли на 68 %, а потери в поездо-часах увеличились в 2 раза.
– анализ парка грузовых вагонов РФ по типам поглощающих аппаратов показывает, что, не смотря на проводимую работу по замене в комплектации грузовых вагонов поглощающих аппаратов класса Т0, доля таких вагонов в парке составляет 4 %;
– анализ рейтинга собственников грузовых вагонов по количеству отцепок в ТР-2 на 1000 вагонов парка за 8 месяце в 2023 г средний коэффициент составил 83,6 и собственникам необходимо уделять большее внимание на мероприятия, направленные на его снижение.
– оценка качества ремонта грузовых вагонов, отремонтированных вагоноремонтными предприятиями всех форм собственности РФ выявляет недостатки в организации плановых видов ремонта, что подтверждается случаями отцепки вагонов в течении месяца после выпуска из ремонта.
Источник: Моя Колея 1520 публикация от 07.11.2023 г.