Вагон с чужим именем
Комиссия вагонного хозяйства Совета по железнодорожному транспорту государств – участников Содружества рекомендовала не выпускать на сеть подвижной состав, на который нанесен логотип, не утвержденный экспертами комиссии из железнодорожных администраций. Окончательное решение по этому поводу будет принято на заседании Совета в мае, но ОАО «РЖД» уже выполняет рекомендацию.
В Москве прошло совещание экспертной группы комиссии вагонного хозяйства (вагонной комиссии) с представителями предприятий, которые производят и ремонтируют вагоны. На нем, в частности, обсуждалось соблюдение правил окраски вагонов.
«Согласно ранее утвержденным правилам, кузова грузовых вагонов должны иметь красно-коричневый, зеленый, синий или серый цвет. На вагоны наносятся обязательные надписи: номер, год постройки, последний плановый ремонт, название производителя. По желанию владельца на вагоны может быть нанесен логотип компании, но он не должен перекрывать обязательные надписи», – сказал «Гудку» руководитель департамента подвижного состава и безопасности движения Дирекции Совета Александр Лукьянов.
В сентябре прошлого года вагонная комиссия внесла изменения в инструкцию для инспекторов по приемке подвижного состава, в которой говорится о необходимости проверять не только обязательные надписи, но и соответствие логотипа схеме окраски, которая заранее предоставляется на утверждение комиссии. Как выяснилось на заседании, ОАО «РЖД» уже выполняет эту рекомендацию, хотя она еще не утверждена Советом.
Контроль за соответствием внешнего вида вагона утвержденной вагонной комиссией схеме окраски осуществляют инспекторы по приемке вагонов ОАО «РЖД». В каждой стране Содружества это тоже будут делать специалисты, подчиненные железнодорожной администрации.
Как пояснила «Гудку» заместитель начальника отдела безопасности движения и допуска вагонов на инфраструктуру Центральной дирекции инфраструктуры (филиал ОАО «РЖД») Елена Жаркова, вагонная комиссия не оценивает логотип оператора, это дело компании. Но комиссия утверждает схему окраски вагона для каждого владельца или оператора, и логотип на этой схеме и стенках вагона должен быть одним и тем же.
Раньше, если данное правило не выполнялось, приемщики смотрели на это сквозь пальцы. Теперь такие вагоны не будут выпускаться на пути общего пользования.
«В России и СНГ можно вспомнить целый ряд случаев, когда одна грузовая компания покупала вагоны у другой, но не перекрашивала их и возила с логотипом предыдущего собственника, – сказал «Гудку» председатель Ассоциации операторов железнодорожного подвижного состава Андрей Соболев. – Подержанные вагоны у России в разное время покупали многие дороги Содружества и тоже не всегда спешили избавиться от символики бывшего собственника».
Эта массовая практика была пресечена еще решением вагонной комиссии от 2014 года, когда Совет по железнодорожному транспорту принял Положение об окраске собственных грузовых вагонов и нанесении трафаретов, а также пояснительные атласы «Знаки и надписи на вагонах грузового парка железных дорог колеи 1520 мм». Но остаются случаи, когда в ходе ремонта по ошибке на вагоны наносится не тот логотип.
«Прежде чем окрасить вагон или изменить окраску, собственник на основе правил окраски и нанесения трафаретов обязательно разрабатывает схему, – объясняет Елена Жаркова. – Эта схема отправляется на экспертную группу комиссии вагонного хозяйства и проверяется на соответствие Положению об окраске. Если экспертная группа согласовывает схему, то комиссия вагонного хозяйства утверждает ее. А потом приемщик, который выпускает вагон на пути общего пользования, проверяет его в том числе и на соответствие окраски утвержденной схеме».
Как рассказал «Гудку» ведущий технолог отдела безопасности движения и допуска вагонов на инфраструктуру Центральной дирекции инфраструктуры Александр Авербух, в последнее время был только один выявленный случай несоответствия схемы и окраски: Федеральная грузовая компания пожаловалась, что после ремонта на вагоны не нанесли логотипы оператора.
«Мы собрали совещание, указали ремонтникам на необходимость устранить недочет и распространили телеграмму для ремонтных предприятий, чтобы они строго следовали схеме окраски вагона. У нас есть жесткие требования к трафаретам, которые информируют о грузоподъемности подвижного состава, номере и модели вагона и о проведенном ремонте. К этому отношение очень серьезное, потому что ошибка может повлиять на безопасность движения, на перегрузку вагона. А требований к логотипу у нас нет, мы просто теперь начали проверять, чтобы он соответствовал схеме окраски вагона», – сказал Александр Авербух.
«Во время ремонта или после выпуска с завода на вагон наносится обязательная информация: номер вагона, год постройки, последний плановый ремонт, название производителя. И необязательная – логотип владельца или декоративная раскраска, которая должна соответствовать схеме, – сказал Андрей Соболев. – Но до сих пор приемщики вагонов проверяли только техническое состояние и соответствие обязательных надписей паспорту вагона. А сейчас стали проверять и логотипы, которые наносит владелец вагона. Если название компании указано неверно, его потребуют исправить и до тех пор не допустят вагон до эксплуатации. Никаких других штрафных санкций не предусмотрено».
По словам Андрея Соболева, в ремонтных депо нередко случаются такие ошибки, когда маляр перепутал стикер или трафарет. Обычно владелец подвижного состава сам это замечает и требует перекрасить.
Согласование дизайна с вагонной комиссией требуется не всем. «У нас платформы и обезличенные контейнеры, на которых нет логотипа, стоит только номер. А если дизайна нет, то и никаких согласований с вагонной комиссией не нужно, – сказал директор по проектам ООО «Аврора Логистикс» Виталий Ильченко. – Что же касается вагонов, то уже достаточно давно сложилась практика, что владелец вагона сам закрашивает свою символику перед продажей. И еще берет за это небольшую плату».
В Казахстане это новое правило еще не действует, но проблемы в нем не видят. «При окраске вагонов мы строго следуем утвержденному альбому знаков и надписей. Никаких претензий со стороны вагонной комиссии к нам никогда не было», – сказал «Гудку» менеджер по функциональному управлению эксплуатации вагонного парка казахстанской компании «Астык Транс» Мейрам Джанабаев.
Источник: https:////www.gudok.ru/