Вагонам меняют паспорта
С 1 февраля на территории СНГ начнётся внедрение паспорта грузового вагона новой формы ВУ-4ЖА и “расширенного” листка учёта комплектации. Новые документы учитывают дополнительные характеристики подвижного состава, а также предполагают размещение большего количества данных.
Как известно, обращение грузовых вагонов на пространстве СНГ регулируется Соглашением о совместном использовании грузовых вагонов и контейнеров собственности государств – участников Содружества: Азербайджанской Республики, Республики Грузия, Латвийской Республики, Литовской Республики, Эстонской Республики. Оно было подписано в 1993 году.
Процедура регистрации
При этом для эксплуатации грузовых вагонов на путях общего пользования стран – участниц СНГ каждый вагон должен быть зарегистрирован в межгосударственном Автоматизированном банке данных парка грузовых вагонов (АБД ПВ). Банк обеспечивает идентификацию грузовых вагонов по восьмизначному номеру, принадлежности государству, собственнику, техническим и эксплуатационным параметрам.
Производитель формирует паспорт, включающий сведения о том, где и когда вагон был изготовлен, технические и эксплуатационные параметры вагона и листок учёта его комплектации составными частями. Этот документ информирует о номерных деталях вагона – боковой рамы, колёсной пары, надрессорной балки, автосцепки, поглощающего аппарата, тягового хомута, главной и магистральной частей воздухораспределителя, авторежима. В России, например, купивший единицу подвижного состава владелец передаёт данные о паспорте вагона в Росжелдор, который регистрирует его и вносит информацию в межгосударственную автоматизированную систему. Таким образом, сведения становятся доступны железнодорожным администрациям других государств, и вагон можно использовать на всём пространстве СНГ и других стран, выполняющих требования Соглашения о совместном использовании грузовых вагонов.
“При постановке вагона в состав поезда, при формировании натурного листа указывается номер вагона, и через него можно получить из системы все внесённые данные: модель, тип, грузоподъёмность, массу. И здесь же можно получить сведения из листка комплектации грузового вагона составными частями, в котором содержится информация о номерных деталях вагона”, – объясняет начальник отдела “Вагонное хозяйство” НЦ “Инфраструктура” АО “ВНИИЖТ” Максим Кузнецов.
Новый документ
В настоящее время действуют паспорт ВУ-4М и листок учёта комплектации грузового вагона. Теперь подготовлен новый паспорт ВУ-4ЖА, учитывающий дополнительные характеристики вагона, такие как, например, тип сливного прибора вагона-цистерны, объём кузова, максимальная расчётная статическая нагрузка. Новый, “расширенный” листок учёта комплектации грузового вагона составными частями также предполагает размещение большего количества данных.
Для внедрения нового электронного документа на уровне СНГ необходимо было разработать пакет нормативно-технической, справочной документации автоматизированной информационной системы по ведению паспорта формы ВУ-4ЖА, внести изменения в программное обеспечение (ПО). Эту задачу решили специалисты АО “ВНИИЖТ” в рамках Плана НИОКР СНГ.
В конце декабря 2023 года прошла приёмка в постоянную эксплуатацию ПО информационной базы межгосударственного уровня по ведению паспорта грузового вагона формы ВУ-4ЖА и “расширенного” листка учёта комплектации составными частями. ПО было принято после почти годичной опытной эксплуатации на территории ряда железнодорожных администраций стран СНГ и участников Соглашения. В частности, были задействованы железные дороги Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Грузии, Латвии, Эстонии. Участвовали структуры Главного вычислительного центра ОАО “РЖД” и информационно-вычислительных центров зарубежных администраций.
“Тестировались приём, обработка, логический контроль данных и автоответы”, – говорит Максим Кузнецов.
Несмотря на то, что ПО уже полностью готово с конца прошлого года, в постоянную эксплуатацию автоматизированная информационная система по ведению паспорта ВУ-4ЖА вступит с 1 февраля. Время потребовалось для доработки комплекса нормативной документации внутри железнодорожных администраций. Таким образом, с начала февраля станут возможны передача и использование на межгосударственном уровне документов формы ВУ-4ЖА и “расширенного” листка учёта комплектации. Подготовленные администрации уже формируют новые данные.
Переходный период
Впрочем, ВУ-4М и прежний листок комплектации также продолжат своё действие. Будет установлен переходный период, в течение которого будут приниматься обе формы. Ожидается, что срок действия обеих форм паспортов составит три года. Но эту норму необходимо утвердить Совету по железнодорожному транспорту государств – участников СНГ, заседание которого планируется провести предстоящей весной.
Источник: Гудок